В Пермском театре кукол состоялась премьера спектакля «Маленькие трагедии», приуроченная ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Постановщики спектакля — режиссёр Александр Янушкевич и художник Татьяна Нерсисян. Премьерные показы состоялись 5 и 6 июня.

Пермские зрители знакомы с работами белорусского режиссера Александра Янушкевича не понаслышке. Именно он, в творческом тандеме с художником Татьяной Нерсисян, поставил в 2016 году на сцене Пермского театра кукол спектакль «Толстая тетрадь», принесший театру две «Золотых Маски».
Неудивительно, что новая постановка талантливого режиссера вызвала повышенный интерес у пермской театральной публики. Ждали, ни много ни мало, ещё одного шедевра. Оправдала ли премьера эти смелые ожидания? Мое личное мнение: безусловно!
На мой субъективный взгляд, «Маленькие трагедии» — это совершенно потрясающий спектакль, создатели которого с виртуозной легкостью стирают границы между прошлым и настоящим, между живыми актерами и куклами или иными неодушевленными предметами. И все это никоим образом не выходит за рамки литературных творений Пушкина.

Три маленькие трагедии Пушкина («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость») разворачиваются в обрамлении метафорического пира во время чумы. Чума — это связующий персонаж, появляющийся на сцене сначала в образе чудовищного монстра, а затем уже в человеческом обличье, постепенно распространяющий свою неотвратимую власть на всех персонажей спектакля.
Чума в интерпретации создателей постановки — это не болезнь, а некий инфернальный демон, исчадие ада, в котором сосредоточены все силы зла. Вездесущая и всемогущая Чума способна «заразить» вирусами смертных грехов свою жертву, культивируя ее слабости и пороки: у Барона — жадность, у Сальери — зависть, у Дон Гуана — сладострастие и тщеславие. И это далеко не предел! Благородный молодой Альбер, так жаждущий богатой сладкой жизни, благочестивая юная вдова Дона Анна, втайне тоскующая без мужского внимания… Ростки греха, пусть даже совсем слабые, таятся в душе каждого человека, а значит, власть Чумы практически безгранична. Так почему бы ей не устроить пир на весь мир?! Заметьте: мы, зрители, сидящие по другую сторону накрытого на сцене богатого стола, тоже являемся участниками этого дьявольского пира!

В спектакле артисты в живом плане настолько органично сосуществуют с планшетными куклами, что вскоре поневоле перестаешь делать между ними какие-либо различия. Этот потрясающий симбиоз живого и неживого — фирменный стиль режиссера, позволяющий рождать на театральной сцене совершенно уникальный метафорический мир.
Спектакль «Маленькие трагедии» поражает обилием помещенных в него остроумных метафор и многозначительных намеков. За каждым персонажем, за каждым присутствующим на сцене элементом декорации или костюма таится целая бездна смыслов, изящно и ненавязчиво дополняющих сюжеты Пушкина. Невероятное мастерство режиссера и художника позволяет расширить границы происходящего на сцене до совершенно запредельных категорий: это некое пятое измерение, где свободно сосуществуют все исторические эпохи разом, причем персонажи из прошлого подозрительно похожи на наших современников — и это весьма логично!

«Маленькие трагедии» — это тот самый случай, когда спектаклей ровно столько, сколько зрителей его смотрит. Обилие в постановке деталей с зашифрованным смыслом позволяет каждому зрителю трактовать их по-своему, соотнося увиденное со своим индивидуальным культурным багажом, жизненным опытом и философским мировоззрением. Приведу лишь один пример.
Еще до начала спектакля на сцене присутствуют гигантские буквы, из которых складывается название «Пир во время чумы». И вот спектакль начинается, и во мраке сцены буквы загораются, но не все, а лишь две первые. Кто-то увидит в этом досадную техническую заминку, кто-то — отсылку к строкам из Пушкина («Поверил я алгеброй гармонию…»), кто-то углядит тонкий намек на культовый роман Виктора Пелевина (признаюсь — это была я), а кто-то и вовсе — нецензурное слово. Что это было на самом деле? Мы, зрители, такие же гости на этом пиру, и для каждого из нас правда будет своя.
Несмотря на всю серьезность тематики, в спектакле очень много юмора, и это вполне в духе хулигана и проказника Пушкина, который так любил жизнь во всех ее проявлениях, включая (что греха таить!) и некоторые излишества. Пожалуй, он хорошо знал предмет, о котором писал, отсюда и присущая его «Маленьким трагедиям» гениальная легкость и красота слога. Эти же качества, на мой взгляд, лежат в основе стилистики одноименного спектакля Александра Янушкевича — вкупе с изрядной долей юмора.

Можно ли смотреть спектакль детям? Ведь это же кукольный театр! «Маленькие трагедии» — постановка для взрослых (16+), ну или как минимум для старшеклассников. Последним, я уверена, спектакль «зайдет на ура», ибо по своей стилистике он весьма близок к триллеру, а образ Чумы способен даже напугать. В спектакле присутствует намек на легкую эротику, но объектами страсти становятся исключительно куклы.
Спектакль Пермского театра кукол «Маленькие трагедии» идет в малом зале, что обеспечивает постановке совершенно особую, камерную атмосферу. Однако тут есть и свой подводный камень: вряд ли этот зал будет в состоянии вмещать все количество желающих увидеть новый спектакль знаменитого режиссера. Поэтому настоятельно советую театралам позаботиться о билетах заранее.
А посмотреть спектакль Александра Янушкевича «Маленькие трагедии» надо обязательно — поверьте, он того стоит!
