Пермский театр «У Моста» одним из первых в городе открыл свой новый театральный сезон 22 августа. В этот день на двух сценах театра показали сразу два спектакля: классический «Вий» по Гоголю и полюбившуюся зрителям комедию «Лягушки в шампанском» по пьесе современных драматургов А.Червинского и М.Мишина. Несмотря на погожий летний вечер, свободных мест не было ни в одном из залов — зрители явно соскучились по любимому театру! Впрочем, аншлаги в театре «У Моста» случаются не только в дни открытия сезона или долгожданной премьеры, но и едва ли не на каждом спектакле.  

По словам художественного руководителя и основателя театра «У Моста» Сергея Федотова, в начале сезона зрителей по традиции ждут самые лучшие, самые любимые спектакли. Поэтому совсем не удивительно, что именно «Вий» открыл театральный сезон.

Спектакль под названием «Вий» по одноименной повести Николая Гоголя в постановке Сергея Федотова появился в репертуаре театра «У Моста» пять лет назад. По сути, это обновленный вариант знаменитой «Панночки», которая с невероятным успехом шла на сцене театра практически 30 лет, каждый раз неизменно собирая полные залы. Таким образом, классический гоголевский сюжет живет на сцене театра «У Моста» уже 35 лет, и зрители со стажем смогли по достоинству оценить «Вия» образца 36-го театрального сезона, сравнив его с более ранними версиями этой же постановки.    

Прежде всего, конечно же, изменился актерский состав, причем достаточно кардинально: среди задействованных в спектакле актеров преобладала молодежь. Самыми «взрослыми» оказались Александр Шаманов в роли Явтуха и Анастасия Перова, исполнившая Параску — прекрасные опытные актеры, всегда играющие на самом высоком уровне. «Вий», конечно же, не стал исключением — Явтух и Параска предсказуемо получились одними из самых ярких персонажей спектакля.  

Главную роль Хомы Брута исполнил Алексей Улановский, молодой человек интеллигентной внешности, который отлично вписался в образ «философа», раздираемого самыми противоречивыми чувствами: жаждой простых радостей плотской жизни, ужасом перед неминуемым наказанием за грехи, отчаянием из-за собственной слабости, надеждой на помощь свыше. Это так по-человечески и так понятно каждому сидящему в зале зрителю! «У Бога нема неправды…» — шепчет в финале измученный неравным противостоянием с темными силами Хома, и его слова отзываются в сердце щемящей болью, заставляя задуматься о категориях более глобальных — о месте добра и зла в современном мире, о реальных возможностях простого маленького человека что-либо изменить.  

Панночку, которая лично мне всегда представлялась непременно рыжей (ведьминский цвет волос!), сыграла Анастасия Леднева — хрупкая нежная блондинка. Нетрадиционное режиссерское решение образа оказалось потрясающей находкой: беспощадная хищная дьяволица, внезапно вырывающаяся из-под совершенно ангельской внешности — это реально впечатляет! Кстати, эта же актриса в некоторых эпизодах спектакля перевоплощается еще и в старую немощную Бабусю — узнать красавицу Анастасию Ледневу в этом облике практически невозможно.  

Но больше всех меня удивил (в самом хорошем смысле этого слова) Денис Иванов, сыгравший Спирида. В главных ролях этот актер мною до сих пор замечен не был, однако во всех спектаклях, где он играл персонажей второго плана, его герои всегда привлекали особое внимание, за их внешней сдержанностью угадывался невероятный внутренний потенциал. Это, прежде всего, «Вождь» в спектакле «Полет над гнездом кукушки», помещик Великатов в «Талантах и поклонниках», Альбер в «Маленьких трагедиях». В «Вие» фееричное перевоплощение актера в типичного гоголевского «козака», словно бы сошедшего с хрестоматийной иллюстрации к повести в школьном учебнике, добавило в спектакль немало ярких красок и вызвало бурю восторженных эмоций у зрителей.

Режиссер Сергей Федотов приобрел мировую известность в том числе и благодаря своим «гоголевским» спектаклям, в которых он сумел воссоздать на сцене целостным и многогранным уникальный волшебный мир автора, наполненный мистическими переживаниями, самобытным юмором и всеобъемлющей любовью к жизни. Все это в полной мере проявилось в «Панночке», а теперь продолжает вдохновлять, смешить и, конечно же, пугать зрителей в «Вие». Это и хитроумные и забавные проделки героев, и притягательная, леденящая кровь красота Панночки, и незримое зловещее присутствие повсюду темных сил, и колдовская атмосфера чарующей украинской ночи.    

Поэтому совсем не удивительна столь долгая и успешная жизнь одного из самых популярных и, несомненно, лучших спектаклей театра «У Моста». Полные залы и аншлаги — лучшее доказательство любви зрителей, которые, однажды увидев «Панночку», стали приходить в театр снова и снова, раз за разом все шире и глубже открывая для себя увлекательный и волнующий мир театрального искусства.

Совсем скоро, 7 октября 2023 года, театру «У Моста» исполнится 35 лет. Хочется верить, что к своему юбилею театр получит наконец долгожданную новую сцену. Это стало бы, несомненно, лучшим подарком не только всему творческому коллективу во главе с основателем театра, художественным руководителем и главным режиссером Сергеем Федотовым, но и тысячам пермяков, для которых любимым театром города давно стал мистический театр «У Моста».