7 октября театр «У Моста» отметит свой юбилей — ему исполнится 35 лет. В связи с этим событием театр во главе с его создателем и художественным руководителем Сергеем Федотовым уже начал принимать поздравления и подарки от коллег, а также готовить приятные сюрпризы для зрителей. Одним из таких сюрпризов стал показанный в конце сентября спектакль «Безрукий из Спокэна» по пьесе Мартина МакДонаха.

Вообще «Безрукий из Спокэна» в постановке Сергея Федотова идет на сцене театра «У Моста» уже несколько лет. За это время спектакль успел побывать на многих фестивалях, где получил немалое количество наград и не раз сорвал восторженные овации искушенной публики. Но сентябрьские показы давно полюбившейся зрителям комедии оказались действительно особенными: одну из главных ролей исполнил московский актер из Театра Романа Виктюка Иван Иванович. Мало того, Иван Иванович — настоящий темнокожий!      

Как известно, режиссерское кредо Сергея Федотова — никогда не осовременивать классику и ставить спектакли в точном соответствии с оригинальным авторским замыслом, бережно воссоздавая историческую эпоху в костюмах и декорациях. Это относится не только к хрестоматийным произведениям русских классиков ХIХ века, но и к современным драматургам, таким как Мартин МакДонах.  

Комедия «Безрукий из Спокэна» МакДонаха — это что-то вроде «Криминального чтива» Тарантино, только в версии для театра. Жанр спектакля Сергея Федотова определен как «психологический коМикс», что аналогично кинематографическому понятию «трэш». Действие происходит в современной Америке. На сцене, казалось бы, вполне традиционные персонажи — постоялец отеля, портье. Но чем дальше — тем больше сомнений вызывает адекватность главных героев, да и сама действительность постепенно превращается в откровенный фарс. Неадекваты всех мастей и оттенков, расчлененные трупы и очень черный юмор. На закуску — любимая мамочка главного психопата, отыскавшая в шкафу у сорокалетнего сынишки тщательно припрятанные порнографические журналы и отчитывающая его за столь мерзкое безобразие. Все это страшно смешно в буквальном смысле слов — когда и страшно, и смешно одновременно.  

Один из героев комедии — это чернокожий парень Тоби. По требованию автора пьесы, эту роль должен играть настоящий темнокожий актер. Кстати, аналогичное условие МакДонах выдвигает и для постановок своей самой последней пьесы «Очень-очень-очень темная материя», где персонажа по имени Марджери обязательно должна исполнять темнокожая актриса очень маленького роста (в пьесе эта героиня принадлежит к племени пигмеев из африканского Конго). В нашей стране эту задачку сумел решить только московский режиссер из МХТ им. А. П. Чехова Евгений Закиров, осуществивший первую и пока единственную в России постановку пьесы Мартина МакДонаха «Очень-очень-очень темная материя». Этот спектакль можно было увидеть в Перми ровно год назад на Пятом международном фестивале МакДонаха.

Насколько я знаю, в случае с «Безруким из Спокэна» для Сергея Федотова и пермского театра «У Моста» Мартин МакДонах сделал исключение и разрешил играть роль Тоби актеру в гриме. И да — загримированный в афроамериканца «умостовский» актер Дмитрий Мурзаев в этой роли невероятно хорош. Но Сергей Федотов не был бы Сергеем Федотовым, если бы не искал возможностей максимально точно реализовывать сценические задумки автора и, что самое главное, не находил бы их. Московский темнокожий актер Иван Иванович на пермской сцене — самое лучшее тому доказательство.

Но почему же для ирландского драматурга так важен цвет кожи актеров, воплощающих на сцене его героев? Что это — богемная блажь избалованного вниманием публики модного автора или принципиальная человеческая позиция, несущая важный глубокий смысл?

В «Безруком из Спокэна» тема расовой нетерпимости обыгрывается постоянно. Не стоит думать, что это чисто американская проблема. Благодаря международному фестивалю МакДонаха, мы получили возможность увидеть постановки «Безрукого из Спокэна» из самых разных стран, пообщаться с их создателями и убедиться, что неприязнь по расовому или национальному признаку — это боль очень многих стран и народов. К сожалению, Россия с ее многонациональным народом тоже не является исключением.  

МакДонах не был бы признан величайшим драматургом современности, если бы его комедии имели целью лишь рассмешить зрителей. Наш мир на грани безумия — вот что транслируют нам со сцены его герои, тщетно ищущие в этом мире себя и отчаянно нуждающиеся в любви. В «Безруком из Спокэна» в поисках собственной целостности блуждает и однорукий Кармайкл, всю жизнь пытающийся что-то доказать своей мамочке, и портье Марвин, ждущий понимания и сочувствия от обезьянки в зоопарке.

Но есть в спектакле и относительно нормальная парочка (ключевое слово — относительно), которая при всем абсурде окружающей их действительности выглядит довольно убедительно в роли людей, которым хорошо вместе: это Тоби и Мэрилин. При этом Мэрилин — симпатичная белая девушка, а Тоби — афроамериканец, но это ничуть не мешает им быть парой. Различный цвет кожи влюбленных становится дополнительным визуальным средством выражения авторской идеи, поэтому МакДонаху так важно, чтобы на сцене все было честно, без подделок и фальши.  

Характерно и то, что главными любителями шуточек про «поганого нигера» в комедии «Безрукий из Спокэна» оказываются наиболее неуспешные в социальном плане персонажи.

Московский актер Иван Иванович сыграл на пермской сцене вместе с великолепными актерами театра «У Моста» Владимиром Ильиным (в роли однорукого маньяка Кармайкла), Василием Скидановым (в роли шизофренического портье Марвина) и Марией Новиченко (в роли безбашенной Мэрилин, подружки Тоби). Все вместе они составили прекрасный актерский ансамбль, главной и уникальной изюминкой которого стал темнокожий Иван Иванович — потому что в этом спектакле цвет имеет значение!