В репертуар Пермского театра «У Моста» вернулся спектакль «Головлевы». Это сценическая версия классического романа Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», поставленная режиссером Сергеем Федотовым в жанре мистической трагикомедии. Премьера «Головлевых» состоялась весной 2018 года, и сейчас спектакль возвращен на сцену театра «У Моста» с новым актерским составом.

После просмотра первоначальной версии этого спектакля у многих зрителей складывалось впечатление, что лучше, чем это сделали актеры театра «У Моста», сыграть семейство Головлевых просто невозможно. Особенно это касалось центрального персонажа — Арины Петровны Головлевой. 

В обновленной постановке главную женскую роль исполняет актриса Анастасия Муратова, и ее игра впечатляет ничуть не менее. Сравнивать, какая из двух актрис лучше справилась с ролью Арины Петровны, просто невозможно: это две разные героини! Скажу больше: это два разных спектакля.

Режиссер Сергей Федотов — общепризнанный мастер творить на сцене совершенно невероятные, мистические вещи. Каждый его актер оказывается подобен пластилину, из которого режиссер лепит самые разнообразные сценические образы, и диапазон их поистине бесконечен. Поэтому не стоит даже пытаться понять, как Сергею Федотову удалось превратить яркую молодую актрису Анастасию Муратову в бесцветную, бесформенную старуху. А ведь это та самая актриса, которая еще совсем недавно блистала в «Идиоте» в роли роковой рыжеволосой красавицы Настасьи Филипповны!

Арина Петровна Головлева в исполнении Муратовой — это прежде всего живой человек. За поступками этой русской «железной леди» местного масштаба угадывается невероятно сложная личная судьба. Чего стоит один только ее безвольный, слабый на всю голову муж! Именно Арина Петровна когда-то спасла имение, выкупив его на аукционе и заплатив за него ВСЕ имевшиеся на тот момент деньги. Именно она сейчас управляет всем богатым хозяйством семьи Головлевых, считая при этом каждую копейку. Глядя на Головлеву-Муратову, мы прекрасно понимаем, каких огромных сил ей это стоит. Нет, перед нами не жестокий тиран и самодур в юбке. Перед нами мудрая волевая женщина, много лет несущая тяжкое бремя главы семейства, вынужденная ежечасно решать совсем не женские вопросы. Неудивительно, что она давно запретила себе испытывать простые человеческие чувства, в том числе и по отношению к своим детям. Один Бог ведает, сколько невысказанной любви томится в ее крепко-накрепко запертом на тяжелый амбарный замок сердце. В этом смысле показательна пронзительная сцена с умирающим Степаном, в которой наконец-то выплескиваются наружу отчаяние Арины Петровны и ее беспредельная любовь к сыну.  

На мой взгляд, Анастасия Муратова сумела сделать свою героиню понятной и в чем-то даже близкой современному зрителю или, по крайней мере, зрительницам. Уж мы-то, сегодняшние женщины, прекрасно знаем, какова истинная цена успеха и материального благосостояния, особенно если творишь все это сама, фактически в одиночку, своими собственными руками. Самая страшная цена за это — невозможность уделить достаточно времени и внимания своим детям.

Отсюда и возникает нелюбовь, причем не как синоним ненависти, а как констатация отсутствия внутри семьи необходимого человеческого тепла и безусловного принятия друг друга как самых близких и родных людей в мире. Именно нелюбовь и становится прекрасной питательной средой для рождения и успешного вызревания всевозможных «иудушек».  

В обновленной версии спектакля роль Порфирия Головлева, прозванного Иудушкой, играет актер Илья Бабошин, и это второй актерский шедевр спектакля. С первых же секунд появления на сцене этот персонаж начинает вызывать тошноту: подленький, заискивающий, приторно льстивый и насквозь лживый. Но если в первоначальном варианте спектакля сюсюкающий Иудушка казался скорее смешным и гротескным, то сегодня в исполнении Бабошина он смотрится вполне себе реальным, я бы даже сказала — пугающе реальным!

Невыносимо мерзкий, но умный и расчетливый Иудушка в обществе кажется здраво рассуждающим и выглядит весьма убедительно. Пожалуй, именно логичность доводов и поступков Иудушки и вызывает у зрителя наибольшее отвращение. Начисто лишенный нравственного стержня, Иудушка не страдает угрызениями совести и ради собственной выгоды смело идет буквально по трупам сперва родных братьев, а потом и собственных детей. Преимущество ничтожества в том и состоит, что оно неуязвимо! Единственное, чего страшится Порфирий-Иудушка — это проклятье матери, и оно его неминуемо настигнет.     

В спектакле «Головлевы» немало и других достойных актерских работ. Хочется отметить Артема Пицыка и Алексея Улановского, играющих братьев Степана и Павла Головлевых. колоритную Алену Войтенко в небольшой, но весьма яркой роли экономки Евпраксии, а также многогранного Александра Шаманова в роли управляющего Антона Васильева.

Действие спектакля разворачивается в почти мистическом пространстве, где сосуществуют два полярных мира: света и тьмы, живых и мертвых. Тьма постепенно расширяется, неумолимо поглощая все светлое и живое. Один за другим персонажи удаляются в мир мертвых. Диапазон зла, кажется, безграничен, и нет такой силы, что способна его остановить — ведь даже потемневшие от времени старинные иконы внезапно срываются со стен и надают на пол, заставляя вздрагивать от ужаса сидящих в зале зрителей. Масштаб зла очевиден, когда в финальной сцене мы видим всех «мертвых» персонажей в белых погребальных одеждах, среди которых оказывается и Арина Петровна с невинным младенцем на руках, тоже закутанным в белый саван.  

Спектакль «Головлевы» образца 2018 года можно было смело отнести к жанру трагикомедии. В нем действительно присутствовало много юмора, Иудушка Головлев был более смешон и по большому счету достоин жалости. К финалу зритель приходил с ощущением скорого торжества света над тьмой, ибо оставшийся в полном одиночестве, проклятый матерью, ничтожный Порфирий Головлев сам себя обрекал на неминуемое возмездие за все сотворенное им зло.

Но нынешняя версия спектакля по своей общей тональности заметно отличается от предыдущей. Его герои как-то неуловимо посерьезнели и стали гораздо более живыми и реальными. Тьма за эти годы словно бы набрала силу, стала еще более могущественной и сделала своего подопечного Иудушку еще более неуязвимым. Напугало ли его проклятье матери? Конечно. Но остановит ли оно Иудушку в его мерзких делах? И если да — то надолго ли?..

Возможно, изменился не столько сам спектакль, сколько мы, зрители. За несколько лет, прошедших с момента премьеры спектакля, слишком сильно поменялась окружающая нас действительность. Сместились даже критерии добра и зла, преступления и наказания. Сегодня сложно представить, что совесть человека, привыкшего безнаказанно убивать ради своих корыстных целей, может пробудить такая малость, как проклятье матери. Или — все-таки может?.. Спектакль «Головлевы», несмотря на всю свою пугающую мрачность, оставляет нам эту надежду.